Мой опыт работы. Апрель 2023
Птичий рынок;
Аква Лого;
Проект Галерея природного аквариума «Формы жизни»;
Океанариум Крокус.
Я лично всегда обеими руками за то, чтобы понимать (хотя бы пытаться это сделать), с кем я общаюсь и, главное, зачем. Например, если я читаю какой-то аквариумный форум, то стараюсь прислушиваться к мнению лишь тех людей, чьи аквариумы мне нравятся, чей опыт действительно может мне помочь. Поэтому представлюсь. Меня зовут Максим Ерёмин, я занимаюсь аквариумами вот уже 16 лет. По большей части это растительные аквариумы или рифы преимущественно с жёсткими кораллами. И это сейчас я могу обслуживать достаточно сложные подводные пейзажи, консультировать и даже запускать аквариумы онлайн. Но так было далеко не всегда. Мне пришлось пройти до этой точки весьма непростой, но интересный путь.
Птичий рынок
Это было удивительное время. Когда я приехал туда впервые, это была середина 2007го, мне было 17, и я абсолютно ничего не понимал в рыбках и растениях, а мой родной дядя занимается аквариумными рыбками всю сознательную жизнь и в то время он пригласил меня помочь на каникулы. Лето прошло, а вместе с тем прошло и несколько лет за прилавком Птичьего рынка.
С тех пор меня и затянуло в этот удивительный мир аквариумов.
У меня никогда не было аквариума на тот момент, а я должен был продавать рыбок и растения другим людям. При этом не просто хотелось торговать, а ещё ведь что-то полезное рассказать: условия содержания рыбок, растений, улиток, их совместимость, предупредить о возможных заболеваниях и всё всё всё. А я вот первый раз на рынке и надо что-то как-то с этим делать, как-то выкручиваться.
Первое время я только слушал, что говорит мой дядя покупателям, запоминал, записывал, а потом приходил домой и активно пользовался интернетом. Мне не хотелось врать покупателям, выдумывать на ходу (хотя всё равно приходилось периодически), поэтому я изучал всё, что только можно изучить.
Тогда я ещё не знал даже о том, что бывают красивые аквариумы с растениями, а увлекался цихлидами и теми рыбками, которых можно посадить вместе с ними. Наверное, потому что у дяди было много в ассортименте именно цихлид. Сразу после того, как я приступил к работе, дядя устроил мне дома аквариум на 240л.
Со временем в нём так или иначе побывали почти все рыбки, которых можно было купить на Птичке. А всё потому, что мне хотелось дома посмотреть самостоятельно на поведение каждого гидробионта, которого я продавал да и просто мне хотелось попробовать всё! Интересно же!
А потом наступила зима и было жутко холодно. Никогда не забуду (-28) на улице при максимальной влажности да ещё и целых 18 часов работы на открытом воздухе. Приходилось ноги обматывать газетой и надевать две куртки. Я не знаю, что мною двигало тогда. Наверное, мне было очень интересно работать с рыбками и общаться с весьма самобытными людьми. Вероятно, общение и захватывало.
Так я проработал на Птичьем рынке около 2х лет.
На фотографии мой самый первый аквариум. Он как раз того времени, когда работал на Птичьем рынке. Самодельная крышка из фанеры с 4мя Т8 лампами. СО2 — самодельная брага. Диффузор СО2 — лесенка dennerle. Счётчик пузырьков Ferplast. Грунт земля для кактусов (или пальм, уже точно не помню, но выбирал наименее питательную из возможных), а сверху галька, вода из-под крана.
Аква Лого
Спустя 3 года после этого я устроился в Аква лого. Когда я устраивался, это был ещё магазин на Ленинском, а позднее удалось поработать в магазинах Тропарёво и на ВДНХ. В итоге получилось около 4 лет общего стажа. Аква Лого — это московская сеть аквариумных магазинов с огромным ассортиментом. Работая ещё на Птичьем рынке, я как-то попал туда в качестве покупателя и промелькнула тогда мысль: как было бы здорово там работать. Спустя несколько лет мечта осуществилась.
Помню на первом знакомстве-собеседовании меня водили по залам огромного отдела с гидробионтами и спрашивали, что я знаю про растения и про преснводных рыбок. О рифах они не спрашивали, потому что морской аквариумистике были готовы научить в процессе работы.
Но пришлось уже непосредственно в магазине учиться не только рифам, а ещё и растениям. Тогда на собеседовании я смог рассказать лишь про Кабомбу, Нимфею и разные Криптокорины с Эхинодорусами. Т.е. рода разных растений я знал, а вот виды внутри родов — даже не представлял. В общем, меня взяли на работу. И первое время приходилось честно отвечать на вопросы про растения: я не знаю, про растения вам может подсказать другой сотрудник. Коллега подсказывал, а я слушал. И так было примерно три месяца. Ещё через несколько месяцев прошёл собственную школу Аква Лого по морской аквариумистике.
Это было то время, когда ещё активно работал магазин на Ленинском проспекте и это было культовое место. Там была даже столовая, куда приходили старые сотрудники попить чаю. Вот уж была атмосфера. Там витала действительно аура абсолютного профессионализма, энтузиазма и интереса. В той столовке Аква Лого я получил больше опыта, чем его можно было где-то прочитать. Информация передавалась из уст в уста, от опытных — молодым. Это впечатляло!
И если когда я только пришёл работать в магазин, я выделял для себя лишь несколько родов растений, то спустя годы работы в Аква Лого я отличал уже около 900 видов (вероятно, больше). Предложил продавать в магазине Буцефаландры (их в Лого тогда ещё не было), заказывать из «более интересных мест» кораллы и рыбок.
Так, я постепенно вырос до старшего менеджера Живого отдела одного из магазинов сети — на ВДНХ. А потом пришла пора идти дальше. После Аква Лого я совершил неудачную попытку открыть свой магазин с растениями, а потом неожиданно возник проект «Формы жизни». На фотографиях ниже витрины магазина Аква лого на ВДНХ в период, когда я там был старшим менеджером. Мне нравилось составлять композиции таким образом, словно можно забрать их целиком и поместить в свой аквариум. Думаю, неплохо получалось.
Проект Формы жизни
Так выглядели аквариумы Галереи природного аквариума «Формы жизни» на момент моего прихода в проект.
Создатель, спонсор и будущий идейный вдохновитель галереи Фёдор Битеньков — дизайнер интерьеров и разработчик других интересных штук, а потому никогда ранее не был связан с миром публичной аквариумистики и многое происходящее для него было вновинку.
Познакомились мы с ним, когда я ещё работал в магазине Аква Лого. Он был постоянным покупателем, периодически закупался для своих морских и пресноводных аквариумов, любил задавать много интересных и каверзных вопросов.
Тогда мы постоянно обсуждали, что есть акваскейпы, создаваемые Амано и другими профессионалами, в том числе и на постсоветском пространстве.
Охватывали в диалогах и те аквариумы, на которые, к сожалению, ориентируются новички. Я рассказывал, как хотелось сместить акцент с аквариума — как места для содержания рыбок и растений на аквариум — как архитектурную часть интерьера или… же дорогую картину? — Тут же подхватывал он.
В то время я уже ушёл из Аква Лого, а другие компании не вызывали у меня интереса, поэтому занимался частным обслуживанием аквариумов.
И как-то вечером мне звонит друг из Лого и говорит: слушай, тут проект нарисовался. Надо быть в 20 часов вечера завтра на Улофа Пальме. Что? Где? Когда? Ничего более внятного я не смог произнести тогда.
На следующий день я уже стоял перед тремя пустыми ADA аквариумами и не понимал: это сон (остальные аквариумы и необходимое оборудование мы докупали позже)? И вся галерея завалена японскими товарами: фильтры, грунты, добавки, удобрения, огромные баки с осмосом…
Двухэтажная конструкция была предназначена для морской воды. Наверх подавалась осмотическая вода. Там накапливалась, сливалась вниз, где уже проходила стадию засолки. После этого помпа (внизу на полу) подавала воду в аквариум. Одноэтажная (два бака рядом) — для растительных аквариумов — чистый осмос с 0-8 ppm.
Блин! Но я же никогда не работал с ADA?! А вдруг я не справлюсь? Я только слышал, что есть такая компания, что есть Амано, но…даже в руках японский пинцет не держал, а уж говорить что-то про создание аквариумов на этом продукте — вовсе не приходилось.
Владелец галереи лишь с лёгкой ухмылкой сказал: Макс, ты справишься. Пошли кофе пить. Ну пошли… Сказать, что я был в шоке — ничего не сказать. Как я смогу тут что-то сделать крутое, если даже не знаю, что такое soil? Но делать нечего. Передо мной была поставлена задача сделать Галерею природного аквариума в Москве. Думаю, я с ней справился.
Так выглядели аквариумы спустя 4 года моей работы.
Идеология галереи «Формы жизни»
Проект задумывался как галерея природного аквариума и магазин ADA Speciality shop в стиле Re: store. Идеология предполагала «Ничего кроме…». Суть была в том, чтобы донести до каждого аквариумиста любителя, почему стоит отдать предпочтение именно этому бренду и что другие, в принципе даже не являются конкурентами.
Сейчас сайт недоступен и осталась лишь как память страница в запрещённой социальной сети forms_of_life_moscow.
Но когда-то это был очень амбициозный проект.
Мы грезили превратить понятие аквариума в живой и постоянно развивающийся арт-объект. В уголок релакса с возможностью действовать — ухаживать за аквариумом, а не просто созерцать. Мы хотели показать людям, что аквариум — это интересное и красивое хобби, в котором можно полностью реализовать себя как художник и создать нечто прекрасное.
Нашим приоритетом было погрузить человека в мир высокой аквариумистики. И чтобы это считывалось в каждом элементе галереи. От индивидуальной закрытой парковки, половина из которой адаптирована под хранение Hardscape's materials до «кофе каждому гостю» под листание журналов ADA Books.
Так же здесь мы задумывали проводить обучение по созданию красивых аквариумов и собрания-семинары с другими аквариумистами для обмена опытом.
Ремарка для тех, кто не знает, что такое японский аквариумный бренд ADA.
ADA — это компания, перевернувшая мир классической аквариумистики, в которой дизайн в лучшем своём проявлении был лишь в виде регулярного английского сада — со строгими линиями, массивными пучками и чаще всего без акцента на Hardscape (это композиция из камней и коряг, которая составляется как основа будущего растительного аквариума).
Но это был наилучший вариант тогда. Ведь в остальном — дизайна в аквариуме как такового не было. Да, выращивали растения (без углекислого газа в основном!), без особого понимания, какая должна быть вода, какое освещение (в профессиональную аквариумистику Такаши Амано пришёл через создание светильника для своего товарища — ведь не было нормального освещения тогда!), удобрения наливались не систематически, а скорее по случаю и по наитию.
Кстати, многие и многие до сих пор делают именно так, но при этом с упорным желанием сделать красивый аквариум.
Такаши Амано — основатель бренда ADA всё изменил.
Сделал специальные лампочки с высокой цветовой температурой, чтобы аквариум выглядел контрастно и ярко, а не отдавал в жёлтый (раньше всё подсвечивали лампами желтоватых оттенков), зелёные растения стали наконец-то насыщенно зелёными, даже немного переходя в синий, без пылеватой желтизны.
Такаши Амано первым исследовал влияние синего спектра на аквариумные растения и доказал его необходимость на примере своих аквариумов.
Внедрил использование углекислого газа в сочетании с мягкой водой (почти осмосом). Придумал питательный почвенный грунт — Soil. До этого были только аквариумы на земляных подложках, с которыми скорее больше мучений, нежели красоты. Осуществил комплексный подход в содержании растений, полагаясь на малоконцентрированные жидкие удобрения в совокупности с почвенным грунтом.
И самое главное — он, наконец-то, показал, что аквариум — это не ёмкость для выращивания растений, а самый настоящий живой АРТ-объект, заслуживающий пристального внимания.
Так, им были придуманы 3 вида природных аквариумов: Ивагуми (похож на поле, поросший одним видом растений), Риубоку и Мизубе — имитируют агрессивный с бурной растительностью лес, отличаются они между собой тем, выходят ли коряги наружу из аквариума или полностью погружены. Каждая коряга, каждый камень — теперь всё стало на своих местах, а не валяется как попало (хотя сам Амано призывает не искать долго композицию, иначе природная дикость становится нарочитой, искусственной). И всё живое. Всё настоящее. Никаких пластиковых и искусственных декораций.
Но даже это ещё не всё. Стекло — прозрачное, тумба — нейтрального серого цвета или на тонких металлических ножках, а для маленьких аквариумов возможен и стеклянный вариант подставки. Спиральный счётчик пузырьков, стеклянные трубки подачи и забора воды, внешний фильтр из нержавеющей стали. Всё это можно продолжать бесконечно, но в целом можно смело заявить, что Амано стал настоящим кумиром тех, кто любит и ценит дизайн в каждом своём проявлении.
Обязательно зайдите на официальный сайт японского аквариумного бренда ADA.
Почему не получилось?
Первый аквариум мы сделали достаточно быстро, а вот потом долго мусолили, как бы реализовать второй? Так, галерея очень долго стояла всего с одним запущенным аквариумом, а остальные стояли пустые и ждали своего часа. Наверное, спустя лишь полгода мы продолжили делать скейпы.
Позднее реализация идей стала идти быстрыми и уверенными шагами. Когда аквариумы были созданы, необходимо было быстро сделать рекламные кампании и протестировать их. Но…
Так, вместо того, чтобы активно себя рекламировать, мы просто держали галерею на привязи. Хотя всё было готово. Абсолютно! Но. Мы так и не открылись, а потом начались разного рода сложности.
Спустя год после этих всех трудностей мне пришлось уйти… Благодаря галерее я научился работать с продукцией ADA, ведь до неё я лишь знал, что есть такой премиальный бренд и что это самые лучшие аквариумы, но никогда не работал с японскими товарами. На стадии запуска галереи пришлось пропустить через себя очень много информации о работе с этой продукцией и вообще в принципе с премиальными брендами. Продукцию компаний Тропика и Prodibio могу смело отнести тоже к таковым (это я уже оценил позже, работая в Океанариуме Крокуса).
Во время работы в галерее Формы жизни мне пришлось полностью пересмотреть взгляды на содержание растений: осмос, реминерализаторы, минимальные дозировки, точные регулировки Со2 и контроль значения рН.
Я изменил в голове философию содержания аквариума. Вся парадигма была перевёрнута. Именно в галерее я ощутил, что сам по себе аквариум — это лишь ёмкость для воды. Но. она хоть и кубическая, замкнутая система, даёт огромный простор для создания чего угодно! От минимализма в стиле Ивагуми до стиля Джунгли с плотными зарослями, выходящими наружу.и лишь мы сами себя ограничиваем, а природа — никак.
Этот проект дал мне ещё и широту мышления и смелость решений. И именно благодаря этому я познакомился с мировыми звёздами аквариумистики: Green Aqua, Adam Paszczela, Jury Jutjajevs, Dave Chou, George Farmer, Filipe Oliveira, James Findley, Josh Sim, Alex Kirghizov.
Выражаю огромную благодарность создателю этой галереи — Фёдору Битенькову. Пускай она живёт на страницах этой книги.
Такие аквариумы нам удалось реализовать в галерее.
Проект Крокус Океанариум
Когда я только увидел Океанариум, а по сути — это один большой аквариум, то не сразу даже понял, как эту машину вообще можно обслуживать?! Здесь же так много всего?! Как следить за такими объёмами воды?
Оказалось, вполне себе можно: там целых три бригады водолазов, которые следят за порядком внутри, а биологическая служба наблюдает за здоровьем рыб и качеством воды. И спустя 8 месяцев работы (столько было на момент написания этой главы) могу с уверенностью сказать — всё реально. Главное — это быть внимательным и трудоспособным.
Спустя 4 месяца работы мне доверили сделать пресноводные растительные аквариумы. На горизонте маячила Международная аквариумная конференция (в итоге посчастливилось стать её участником), а потому нужно было экстренно к ней подготовиться, чтобы было что показать искушённым аквариумистам.
4 октября 2022 года я закончил работу в Крокус Океанариуме и посвятил всё время написанию данного путеводителя.
Покажу фотографии некоторых аквариумов, которые мне удалось сделать за время работы в Океанариуме (в общей сложности их оказалось около 30, но здесь лучшие работы).
Аквариум — ручей, наверное, самое запоминающееся для меня событие в Океанариуме. 6 ёмкостей связаны между собой одной системой фильтрации, а из верхней в нижнюю вода попадает сама собой — гравитация беспощадна.
Целиком ручей в одной фотографии не умещался, поэтому ниже нарезка для вас от первого — самого верхнего аквариума и до самого нижнего, где уровень воды составлял не более 25 см.
В некоторых местах перелива из одного аквариума в другой нарастал микрантемум микрантемоидес — он там был почти везде — безудержное растение, отлично подходящее для новичков
А это тот самый нижний аквариум в зарослях роталы H’Ra.
Спустя время удалось поучаствовать в Конференции Аква Лого «Аквариум как средство познания мира», где я тезисно изложил, что нужно делать, чтобы встать на путь создания успешного растительного аквариума. На видео ниже — всё моё выступление.
А это уже я сам преподаю в Аква Лого в середине января 2021 года. Спустя много лет круг замкнулся. От обучения до преподавания в одном и том же учебном центре Аква Лого.
Лучшие работы моих онлайн-учеников
После этого я сконцентрировался на онлайн преподавании создания растительных аквариумов.